Мифология Древний Египет Религия Христианство |
Зороастризм Религия Ирана до реформы Заратуштры не поддается однозначному
толкованию. Наряду с присущими только ей оригинальными чертами, она имеет
много общего с ведическим культом в Индии Весьма трудно определить точное
время реформы Заратуштры (греческий Зороастр). Судя по всему, реформатор
жил в восточном Иране около 1000 г. до н.э. Самобытное учение Заратуштры
в нескольких пунктах противостояло прежней религиозной практике: осудив
кровавые жертвоприношения и использование хаомы, он предложил также радикальное
изменение божественного пантеона, который стал теперь монотеистическим
и дуалистическим. Эту новую религию, впоследствии претерпевшую значительную
эволюцию, принято называть зороастризмом. Зороастрийские священные тексты
были записаны в период с IV по VI вв. н.э. и состоят из нескольких напластований.
Авеста включает в себя следующие разделы: Ясна (Книга ритуала), Яшты (Книга
гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших
существах), Нийайишн и Гах (Молитвы), Хорд win Младшая Авеста (Ежедневные
молитвы), Хадохт Наск (Книга Писаний), Аокмаэга (Мы принимаем) с описанием
потустороннего мира и Нирангистан (Правила культа). Считается, что древнейшая
часть Ясны - Гаты (Песнопения) - восходит к самому Заратуштре. По представлениям
последователей древней иранской веры, зороастрийцев, добро и зло, истина
и ложь находятся в постоянном противодействии. Суть зороастрийского разделения
всех вещей и существ заключается в том, что они либо изначально в виде
идей созданы благими верховным божеством Ахура Маздой ("Господь Мудрость")
и Святым духом, или сотворены Злым духом, в противоположность благим,
- то есть злыми, дэвовскими. Святыми творениями Ахура Мазды считаются
семь стихий и существ: огонь, вода, земля, металл, растения, животные
и люди. Вторым по святости существом после человека зороастрийцы считают
собаку. К "собакам" зороастрийцы помимо непосредственно собак относят
некоторых других, приносящих пользу человеку животных, как правило, уничтожающих
грызунов и насекомых: ежа, дикобраза (по сходству с ежом), ласку, лису,
а также особо почитающуюся выдру, культ которой, очевидно, восходит к
глубокой древности и связан с обожествлением воды. Остается неясным, в
какую историческую эпоху почитание собаки сложилось в Иране и превратилось
в одну из характерных особенностей зороастрийской веры. Ни в одной из
сохранившихся частей Авесты - священной книги зороастрийцев - за исключением
Видевдата (жреческого кодекса ритуальной чистоты) и пары фрагментов авестийских
текстов, собака не упоминается. Это касается старейших частей Авесты.
В древнеиндийской Ригведе, которая в основном является более ранними,
чем иранская Авеста, памятником содержится немало параллелей с авестийскими
гимнами. Собака в Ригведе определена как существо, ритуально нечистое.
Что касается авестийского Видевдата, то этот кодекс ритуальных установлении
был скомпилирован в единый свод в Дреднеиранскую языковую эпоху во 2 в.
до. н. э. - 2 в. н. э., то есть при Аршакидах или Сасанидах. В это отдаленное
от формирования религиозной системы зороастризма время в жреческие правила,
по-видимому, вносились некоторые изменения и добавления. Несомненно, что
некоторые установления Видевдата были составлены уже на мертвом авестийском
языке. Текст Видевдата неоднороден, порой отдельные фрагменты несогласованны
и даже противоречат друг другу, содержат информацию, относящуюся к явно
различным историческим эпохам. Тем не менее, по всему своду собака упоминается
неимоверное число раз и повсюду ее место установлено радом с человеком,
как существа, практически равного человеку: 8.44 Собака одна, а
сравнима с восьмью [существами]: у нее характер священника, у нее характер
воина, у нее характер скотовода, у нее характер раба, у нее характер вора,
у нее характер зверя, у нее характер потаскухи, у нее характер ребенка.
Во втором фрагарде (главе) Видевдата излагается миф о Йиме - первом легендарном
царе иранцев, которого в зороастрийской вере наставлял сам Ахура Мазда.
Помимо других добрых созданий, населявших благодатное царство Йимы, упомянута
и собака: 2.9 ... эти земли наполнялись мелким и крупным скотам, людьми,
собаками, птицами и красными горящими огнями. Когда же Йима по указанию
Ахура Мазды построил Вар-крепость, служившую убежищем в течение холодных
зим, там нашлось место и собакам, причем тем из них, которые как и другие
животные зороастрийцев "на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие":
2.33 И вот Йима сделал Вар размером в бег на все четыре стороны и принес
туда семя мелкого и крупного скота, людей, собак, птиц и красных горящих
огней... Далее в Видевдате собака постоянно упоминается рядом с человеком:
3.2 О Создатель плотского мира, праведный! Где вторая из этой земли наибезрадостнейшая?
- И сказал Ахура Мазда: Та, где муж праведный да возведет дом, где огонь,
где молоко, где жены, где сыновья, где добрые стада. 3.3 А потом в этом
доме обилие коров, обилие Истины, обилие пастбищ, обилие собак, обилие
жен, обилие детей, обилие огня, обилие зажиточной жизни. Мера святости
созданий Святого духа пропорциональна степени осквернения, которое распространяется
вокруг мертвого тела этих существ. Смерть собаки практически приравнивается
к смерти человека: 3.8 О Создатель плотского мира, праведный! Где вторая
из этой земли наибезрадостнейшая? - И сказал Ахура Мазда: Где больше всего
останков закопано мертвых собак и мертвых людей. (И далее Видевдат 3.12,
36-38: 6.1 - земля остается нечистой, если умер человек или собака; 6.10-25
- наказание за оставление на земле костей мертвой собаки и человека; 7.23-24
- может ли очиститься тот, кто ест трупы собак и людей; 7.28 - очищение
дерева, которого коснулись трупом собаки или человека и так далее). Судя
по тексту Видевдата, над телом мертвой собаки совершали такой же похоронный
обряд, как и над телом человека (напр. Видевдат 1.4) - то есть труп собаки
выставлялся на специальной площадке (дахме), где под воздействием солнца
и при участии птиц и животных - падалыциков (в том числе собак, иногда
специально для этого содержавшихся) кости очищались от оскверняющей мертвой
плоти. О сохранении этой традиции говорят и более поздние, чем Видевдат,
зороастрийские среднеперсидские сочинения, новоперсидские ривайты и, например,
свидетельство М. Бойс, лично в 60 гг. наблюдавшей жизнь зороастрийской
жизни Ирана. Вместе с тем, постоянное упоминание собаки радом с человеком
позволяет сделать предположение, что зачастую слово "собака" было добавлено
в тексте при его позднем редактировании: в случаях, как правило, не связанных
с описанием конкретных норм, имеющих непосредственное отношение собаке,
уходу за ней и разведению, употреблено одно и тоже авестийское слово span-
(наряду с которым в Видевдате встречаются еще два обозначения - smn° и
ga??a). Таким образом, учитывая сказанное выше об упоминании собаки в
Авесте только в одной части, Видевдате, не следует исключать возможность
достаточно позднего и искусственно насажденного зороастрийскими жрецами
характера "культа собаки", не имевшего в древности столь широкого распространения,
как во время кодификации Авесты при Аршакидах или Сасанидах. Что касается
зороастрийских мифологических сюжетов, связанных с собакой, то они достаточно
редки. В научной литературе неоднократно обращалось внимание на общеиндоевропейский
(если не более всеохватывающий) характер зороастрийского мотива собаки,
олицетворяющей хтонические силы и связующей два мира - живых и мертвых.
Авестийские "желтые четырехглазые и белые желтоухие" собаки сопровождают
деву, представляющую личную веру человека, когда та проводит душу умершего
по мосту Чинват. В зависимости от того, праведником был покойный или грешником,
он без труда проходит по тончайшему мосту и попадает в зороастрийский
рай, или проваливается в бездну ада, влекомый безобразной старухой - собственной
недостаточной верой. По описанию, да и по своей роли "четырехглазые" собаки
Авесты, как неоднократно отмечалось, походят на "четырехглазых пятнистых"
собак Ямы, ведического царя мертвых (параллельный ему персонаж в иранской
мифологии - упоминавшийся легендарный правитель Ирана Йима). Собакам Ямы
предписывалась способность разыскивать тех, кому предопределено умереть,
и доставлять их хозяину... Зороастрийские собаки также "видят" смерть,
поэтому они наделены четырьмя глазами. Своим взглядом собаки прогоняют
демонов смерти и трупного разложения, на чем основано использование этих
животных в ряде ритуалов очищения и похоронно-поминального цикла, например
в обряде "осматривания собакой". В процессе похорон собаке дают несколько
раз посмотреть на лицо покойного, дабы она прогнала демона трупного разложения,
набрасывающегося на труп сразу после смерти человека. Участие в подобных
ритуалах собака может принимать с четырехмесячного возраста. В среднеперсидском
сочинении "Дозволенное - недозволенное" 2.3-4 говорится, что для изгнания
демона трупного разложения годится даже слепая собака - она должна положить
морду на открытый участок тела, но не на волосы и ногти. И в средне- и
в новоперсидских сочинениях утверждается также, что взгляд собаки при
необходимости может, заменить тень некоторых птиц, пролетающих над трупом.
Реально под "четырехглазыми" собаками, по-видимому, подразумевались те,
что имели характерные пятнышки над глазами. Следуя за Видевдатом, зороастрийские
сочинения указывают на необходимость использования в ритуалах именно "желтых
четырехглазых, белых желтоухих" собак. Однако по свидетельству авторов,
наблюдавших жизнь зороастрийцев Ирана нашего столетия, для совершения
обрядов годились любые собаки. М. Бойс, описывая зороастрийские районы
Ирана 60 гг. ХХ века, отмечает, что в каждой зороастрийской деревне, обитало
множество собак. Причем их число значительно превышало необходимое: собаки
здесь служили только для защиты жилищ от грабителей и шакалов, и те, и
другие были весьма редки. В каждой местности превалировал особый тип животных:
"В процветающем Хасанабаде держали огромных, рыжевато-коричневых животных,
похожих на мастифов и, возможно, происходивших от сторожевых псов, привезенных
сюда в целях защиты первыми зороастрийскими поселенцами в начале нашего
века, когда деревня постоянно подвергалась набегам бандитов из Фарса.
У большинства этих впечатляющих собак, при знакомстве оказавшихся весьма
дружелюбными, были хозяева, которые хорошо их кормили. Собаки в Мазра
Калантаре были меньше и в основном желтовато-песочного цвета, но и среди
них выделялась группа белых длинношерстных, довольно красивых, если за
ними ухаживать. Шехриар Зохраби, в доме которого я останавливалась, был
хозяином красивого животного этого типа по кличке Лали, - собаке были
поручены дети. Но большинство собак здесь не имели хозяев, единственным
домом им служила улица... В Шарифабаде собаки были по большей части черными,
вполне обыкновенными, но среди них выделялись похожие на охотничьих золотисто-коричневые
животные. У некоторых черных собак были те самые отметины, по котоорым
можно было бы распознать "четырехглазых" собак Видевдата, а именно, светло-коричневые
пятнышки над каждым глазом; но местные жители никоим образом не выделяли
их, и не относились к ним с особым почтением. Белых собак в Шарифабаде
не было; но у самого дастура Ходадада был снежно-белый пес, которого он
предпочитал использовать в ритуалах и церемониях, поскольку белый считается
зороастрийским цветом. По иронии, эта собака, возможно, одна из последних
среди многих тысяч, содержавшихся когда-то зороастрийскими жрецами в Иране,
была чистокровным терьером, привезенным из Европы и откликавшимся на кличку
"Джэки". Зороастрийские собаки традиционно хорошо содержались, как это
предписано еще Авестой: им предписано давать "долю мужа" - молоко и жир
с мясом (Ввдевдат 13.28). За плохое кормление собак было определено наказание
(Видевдат 20-27). Помимо обычного смысла, кормлению собак придавалось
и ритуальное значение: считалось, что данная этим животным пища достается
умершим родственникам. В новоперсидском сочинении "Сто глав" (31.1) говорится,
что необходимо при каждом приеме пище три ломтя хлеба давать собаке. Обычно
современные зороастрийцы дают такую долю собакам, зачастую бездомным,
во время, посвященное душам умерших праведников сразу после захода солнца.
При этом хлеб и посуда должны быть ритуально чистыми, то есть до кормления
собаки к ним никому не следует прикасаться. Помимо предписания кормления
собаки, в Видевдате содержатся правила относительно разведения этих животных:
собаку привязывали в специально вырытой для этого яме, "вдали от детей
и огня, сына Ахура Мазды", а затем подпускали к ней трех кобелей, что
представлялось гарантом для получения жизнеспособного потомства (Видевдат
15.46-49). Если к дому или стойлу для скота зороастрийца приходила бездомная
беременная собака, он должен был поддерживать ее вплоть до рождения щенков,
а затем до момента достижения ими шестимесячного возраста (Видевдат 15.20-
45). Таким образом, зороастрийцы, повидимому, не занимались специальным
разведением собак и выведением особых пород. Ниже приводится перевод 13-го
фрагарда Видевдага, полностью посвященного собаке. |
Кость, брошенная собаке, не есть милосердие; милосердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. |