Мифология

Религия

Месопотамия

Вавилонское царство возникло в плодородной долине Тигра и Евфрата в 18 в. до н. э. Начиная с этого момента границы царства постоянно расширялись, культура развивалась со взлетами и падениями, но без периодов запустения и дикости, стирающих все ценности, накопленные предыдущими поколениями. В 8 в. до н. э. племена шумероаккадцев, населявшие эту территорию, создали сильную военную державу - Ассирию, завоевав часть территории современной Турции, Ирана, Сирии, всю Палестину. Через короткое время безжалостные полки ассирийцев обрушились на Египет. Культ собаки был свойствен Древней Месопотамии. В клинописных документах, датируемых приблизительно четвертым тысячелетием до нашей эры, упоминается пес с четырьмя желтыми глазами. Ему была поручена охрана моста, через который надлежало проследовать в потусторонний мир душе покойника. С образом этого пса перекликается трехглавый Цербер из древнегреческих мифов, охранявший Аид, но сохранивший, тем не менее, нечто от простой собаки. В некоторых странах собаке "поручались" не только души людей, но и тела усопших. Там считали, что именно желудок животного - лучшее вместилище души покойного. Возможно, древнеегипетский бог Анубис послужил основой для формирования представлений о шумерской собакоголовой богине Бау. Анубис в иероглифах часто писался как "Ан-пу", возможно, здесь указывалось на происхождение отца Бау, шумерского бога Ан. В шумеро-семитской мифологии собака ассоциируется со скорпионом, змеей и всеми рептилиями, несущими зло, злобными и демоническими; в финикийской иконографии собака сопровождает Солнце и является эмблемой Гала, великого целителя. В астральной мифологии выделяется ряд мотивов, имевших широкое распространение по всей Евразии. К ним принадлежит мотив звезды (или созвездия) как собаки, которая посажена на цепь, но с цепи силится сорваться, что может быть опасно для всего мироздания (этот мотив известен в славянском и восточноазиатском вариантах; соответствующее название звезды - Собачий Хвост или Собака - известно в Риме и Древней Индии и, по-видимому, является общеиндоевропейским). В шумерской поэме: "Человека по имени Нииурта-Сагэнтарби-Заемен...(О том, кого укусила собака)" упоминается город Исин, где жил жрец богини Гулы, чьим зверем была собака. Так же в шумерской мифологии есть представления о земле Дильмун: "та земля непорочная, та земля воссиянная. Там лев не бьет. Там собака сторожевая, как козлят стерегут, не знает." В других странах Древнего Востока, например в Ассирии, найдены изображения огромных мастифов, использовавшихся для охоты и в качестве боевых псов. На таком рельефе в окружении мастифов изображен, в частности, великий царь Ашшурбанипал (хранится в Британском Музее). Вообще в те времена в таких странах Востока, как Иран, Индия, Месопотамия существовал культ собак, считавшихся, как Анубис в Египте, хранителями царства мертвых. Собака является составной частью символики Богини-Матери и аккадского Белитили, чей трон держится на собаках, либо собака сидит у его трона. В мифологической истории Персии утверждается, что первым королем земли был Кюмарс, который породил Адама и Еву. Его образ перенесен на небо, где Кюмарсом является Орион, а его верным псом - Сириус, который бежит впереди него. В Египте Сириус также отождествлялся с собакой. В некоторых устных преданиях другой мистический король - шах Афрасиаб имел очень сильный, решительный характер благодаря тому, что в детстве был вскормлен собакой. Другой жестокий король Захаак также якобы был выращены волчицей. В одной из версии за героем эпической поэмы Ардаширом I следовала именно собака, а не упоминаемый обычно овен. дичи. У кочевников даже существует такая поговорка: "Хороший сокол, быстрая собака и благородный конь более цены, чем двадцать жен".

Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви.

И. Ильф


 

 

Используются технологии uCoz