Мифология
Древний Египет
Месопотамия
Индия
Скандинавия
Древняя Греция и Рим
Япония
Китай
Южная Америка
Северные народы
Древняя Русь
Другие
Религия
Христианство
Ислам
Буддизм
Зороастризм
Иудаизм
|
Месопотамия
Вавилонское царство возникло в плодородной долине Тигра
и Евфрата в 18 в. до н. э. Начиная с этого момента границы царства постоянно
расширялись, культура развивалась со взлетами и падениями, но без периодов
запустения и дикости, стирающих все ценности, накопленные предыдущими
поколениями. В 8 в. до н. э. племена шумероаккадцев, населявшие эту территорию,
создали сильную военную державу - Ассирию, завоевав часть территории современной
Турции, Ирана, Сирии, всю Палестину. Через
короткое время безжалостные полки ассирийцев обрушились на Египет. Культ
собаки был свойствен Древней Месопотамии. В клинописных документах, датируемых
приблизительно четвертым тысячелетием до нашей эры, упоминается пес с
четырьмя желтыми глазами. Ему была поручена охрана моста, через который
надлежало проследовать в потусторонний мир душе покойника. С образом этого
пса перекликается трехглавый Цербер из древнегреческих мифов, охранявший
Аид, но сохранивший, тем не менее, нечто от простой собаки. В некоторых
странах собаке "поручались" не только души людей, но и тела усопших. Там
считали, что именно желудок животного - лучшее вместилище души покойного.
Возможно, древнеегипетский бог Анубис послужил основой для формирования
представлений о шумерской собакоголовой богине Бау. Анубис в иероглифах
часто писался как "Ан-пу", возможно, здесь указывалось на происхождение
отца Бау, шумерского бога Ан. В шумеро-семитской мифологии собака ассоциируется
со скорпионом, змеей и всеми рептилиями, несущими зло, злобными и демоническими;
в финикийской иконографии собака сопровождает Солнце и является эмблемой
Гала, великого целителя. В астральной мифологии выделяется ряд мотивов,
имевших широкое распространение по всей Евразии. К ним принадлежит мотив
звезды (или созвездия) как собаки, которая посажена на цепь, но с цепи
силится сорваться, что может быть опасно для всего мироздания (этот мотив
известен в славянском и восточноазиатском вариантах; соответствующее название
звезды - Собачий Хвост или Собака - известно в Риме и Древней Индии и,
по-видимому, является общеиндоевропейским). В шумерской поэме: "Человека
по имени Нииурта-Сагэнтарби-Заемен...(О том, кого укусила собака)" упоминается
город Исин, где жил жрец богини Гулы, чьим зверем была собака. Так же
в шумерской мифологии есть представления о земле Дильмун: "та земля непорочная,
та земля воссиянная. Там лев не бьет. Там собака сторожевая, как козлят
стерегут, не знает." В других странах Древнего Востока, например в Ассирии,
найдены изображения огромных мастифов, использовавшихся для охоты и в
качестве боевых псов. На таком рельефе в окружении мастифов изображен,
в частности, великий царь Ашшурбанипал (хранится в Британском Музее).
Вообще в те времена в таких странах Востока, как Иран, Индия, Месопотамия
существовал культ собак, считавшихся, как Анубис в Египте, хранителями
царства мертвых. Собака является составной частью символики Богини-Матери
и аккадского Белитили, чей трон держится на собаках, либо собака сидит
у его трона. В
мифологической истории Персии утверждается, что первым королем земли был
Кюмарс, который породил Адама и Еву. Его образ перенесен на небо, где
Кюмарсом является Орион, а его верным псом - Сириус, который бежит впереди
него. В Египте Сириус также отождествлялся с собакой. В некоторых устных
преданиях другой мистический король - шах Афрасиаб имел очень сильный,
решительный характер благодаря тому, что в детстве был вскормлен собакой.
Другой жестокий король Захаак также якобы был выращены волчицей. В одной
из версии за героем эпической поэмы Ардаширом I следовала именно собака,
а не упоминаемый обычно овен. дичи. У кочевников даже существует такая
поговорка: "Хороший сокол, быстрая собака и благородный конь более цены,
чем двадцать жен".
|